План- конспекты занятий ШКП. Учебные материалы.




КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ  № 49
Занятие № 1    
План –  конспект  бинарных   занятий (экономика  и психология).
Цель: познакомить учащихся с украинско – польским   проектом «Школьная  академия  предпринимательства», обсудить  и принять Устав ШПК. 
·        Развивать  навык  самопрезентации, инициативности, предприимчивости. 
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, в парах, упражнения, метод ассоциативного ряда.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради.  
Ход занятия.
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение на знакомство « Снежный ком».
·        Метод свободного   микрофона:  Правила  работы  группы.
Основная часть.
·        Мозговой штурм.  «Каким должен быть предприимчивый человек». Обсуждение.
·        Презентация  украинско –польского проекта  «Школьная  академия  предпринимательства».
·        Принятие  Устава   ШПК, написание заявлений. Составление банка  данных. 
Распределение  обязанностей.
·        Выбор  президента  клуба.
·        Работа в группах.  Бизнес –  идеи о будущей работе клуба. Презентация работ.
·        Упражнение « Ладошка». Цель: самопрезентация себя и  своих  целей. Презентация работ.  Обсуждение.
Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Литература:
1.Грецов А.Г. Тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
2. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2007.
Практический  психолог  Семёшина  Е.Б.
Учитель географии Меджитова Т.В.

КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ № 49
Занятие № 2
План –  конспект  бинарных   занятий (экономика  и психология).
Тема: " Бизнес - план. Работа  с бизнес- планом"
Цель: ознакомить учащихся   с  составлением бизнес – плана.
·        Развивать умения  самопрезентации,  инициативности, предприимчивости.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, в парах, упражнения, метод ассоциативного ряда.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради.  
Ход занятия.
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение « Никто не знаете, что я».
Задание: Назвать свои способности,  умения и др.
Основная  часть.
·        Метод  ассоциативного ряда  к  понятиям  бизнес,  предпринимательская деятельность.
·        Работа в парах. Функции  предпринимателя. Презентация  работ.
Вывод.  Функции ( назначение, обязанности)  - ресурсная, организаторская, творческая, новаторская.
·        Рассказ  учителя с элементами беседы. Работа с бизнес – планом.
Читая газеты, слушая программы новостей, путешествуя по всемирной сети Интернет, беседуя друзьями, разговаривая с родными, мы постоянно соприкасаемся с вопросами, связанными с экономикой. Эти вопросы имеют самое непосредственное отношение к нашей жизни, окружающим нас людей, к событиям, происходящим в стране и мире, к месту и времени, в котором мы живем.
Обычный бизнес-план – документ, прообраз бизнеса для простого получения прибыли с начальным вашим капиталом или небольшим  заемным (кредитом) инвестиционный проект -  более серьезный и сложно анализируемый документ для того, чтобы привлечь в ваш бизнес инвесторов, рассчитанный на долгосрочный период.
Инвестиции – долгосрочные вложения капитала  с целью стабильного получения прибыли.
Бизнес-план – это обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого либо коммерческого проекта или создание новой фирмы.
Цель разработки бизнес-плана – спланировать деятельность фирмы на ближайшее и отдельное время в соответствии с потребностями рынка и возможности получения необходимых инвестиций (ресурсов).
Бизнес-план может состоять из следующих разделов: 1) резюме фирмы (содержит сведения о фирме); 2) виды товара, услуг, производимой продукции, которая является предметом бизнеса; 3) анализ рынка сбыта товаров и услуг; 4) маркетинг; 5) организационно-производственный план фирмы; 6) источники финансового обеспечения; 7) финансовый план;  8) юридические аспекты бизнес-плана; 9) оценка критических точек риска; 10) итоговый раздел бизнес-плана. 
·        Знакомство с  содержанием  бизнес-плана.
Резюме фирмы (содержит сведения о фирме);
Резюме – это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.
Упрощенная схема первичной оценки бизнес - идеи:
1. На сколько ново, интересно и востребовано ваше предложение?
2. Какие затраты требуются, насколько это реализуемо, окупаемо?
3. Есть ли  конкуренты в этом деле и каковы их  преимущества?
4. Насколько социально значима эта инициатива для нашего города?
·        Работа  в группах.  Выбор направления  работы  клуба.  
Составление резюме для бизнес - проекта. Презентация работ.  Обсуждение.
·        Работа  в парах. Упражнение « Герб». Презентация работ. Обсуждение.
·        Упражнение «  Я в лучах  солнца». Презентация работ.  Обсуждение.
         Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Литература:
1. Мицкевич А.А.  Экономика. Базовый курс. Учебник для 10-11 классов. 2006, 528с.
2.Меделяев В.М..Основы экономики.10-11 класс. Разработки уроков. : Из. Х.: ФОП  2008,128 с.
Учитель географии Меджитова Т.В.
Практический  психолог  Семёшина  Е.Б.

КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49  
Занятие № 3
План –  конспект    занятия 
Тема: «Экономика   вокруг  нас»
Цель.    Ознакомить учащихся   с  понятием прибыль предприятия, создание условий для развития экономического мышления учащихся и популяризация экономических знаний.
 Развивать умения  самопрезентации,  инициативности, предприимчивости.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради.  
Ход занятия.
 Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение «Две правды, одна ложь» 
Основная часть
·        Метод свободного микрофона: " Функции экономики".
·        Рассказ  с элементами  беседы. Тема: «Экономика   вокруг  нас»
ЭКОНОМИКА  (от греч. oikos – дом и nomos – закон) – наука  о ведении домашнего хозяйства.  Авторы: Ксенофонт и Аристотель.
Экономика окружает нас, а мы живем в экономике. Экономику люди создали для себя - дорогих и любимых, т.к. она основана на двух понятиях: человеческие потребности и блага, удовлетворяющие их.
Человеческие потребности безграничны, с развитием человека, общества они только растут. А вот блага люди создают для удовлетворения своих потребностей. И ресурсы для производства этих благ - ограничены как физически, так и экономически. Это и является главным противоречием, главной проблемой экономики. И люди на протяжении многих веков и даже тысячелетий пытаются решить эту проблему различными способами.
Главная  проблема  экономики:
потребности безграничны, а  доступные ресурсы  ограничены.
Три  вопроса  экономики:
·        Что производить?
·        Как производить?
·        Для кого производить?
Изучение и развитие экономики играет огромную роль для улучшения жизни человека и  прогресса общества.
·        Тест  “Способны ли вы создать свою фирму”.
·        Деловая    игра " Фирма" 
Заключительная часть. Подведение итоговРефлексия.
Литература:
1. Мицкевич А.А.  Экономика. Базовый курс. Учебник для 10-11 классов. 2006, 528с.
2.Меделяев В.М..Основы экономики.10-11 класс. Разработки уроков. : Из. Х.: ФОП  2008,128 с.
Учитель географии Меджитова Т.В.


КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49
Занятие № 4  
Тренинговое занятие по профориентации  «Осознанный выбор»

Цель: формирование ответственного  отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий. Развитие  психологической готовности к  профессиональному и личностному самоопределению.      

Методы: мини-лекции (информационные сообщения), метод мозгового штурма, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, тетради, стикеры, фломастеры, плакаты, цветная бумага, теоретический  материал.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение «Автопортрет».  Презентация  работ. Обсуждение.
Основная  часть.
Метод мозгового штурма.  «Что такое выбор профессии». Обсуждение.
Вывод: Выбор профессии – сложнейший процесс, на течение и результат которого влияют самые различные факторы, как внутренние, так и внешние.
·        Информационное сообщение по теме.
По мнению Ф. Парсонса, три основных фактора выбора профессии:
1)правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, желаний, возможностей и ограничений
2) знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий (профотбор, профпригодность)
3) умение  соотнести  результаты  самооценки  с требованием профессий.
Климов Е.А. отмечает, что на ход профессионального  самоопределения  влияют следующие факторы:
  •     Позиция  родителей;
  •      Мнение  сверстников; 
  •       Позиция  учителей, профессионала;
  •      Информированность
  •     Способности, склонности, здоровье
  •        Личные профессиональные планы – система представлений о том, чего и как человек  хочет достичь.Осознанный профессиональный выбор должен основываться на знании своих способностей и возможностей (интеллектуальных, коммуникативных и др.).

·       Упражнение «Кем быть?». Цель: выявление интереса  к профессиям, мотивов их выбора. Задание. Ребятам предлагается:

  • нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись;
  • написать мини-рассказ «Кем я хочу стать и почему?»;
  • Обсуждение. Рефлексия.
 ·        Игра «  Аукцион профессий». Работа в парах.
Презентация работ. Обсуждение.
·        Работа в группах.
Знакомство с теоретическим блоком по теме. Составление рекомендаций  по выбору профессии. Презентация работ. Обсуждение.
Беседа. Профпригодность - это сочетание психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. Для ряда профессий существуют медицинские противопоказания. Например, плохое зрение не позволяет работать водителем, летчиком, штурманом и пр.
·        Упражнение «Профессия и профпригодность».  Работа в парах.
Задание учащимся: назвать, какие психологические или физиологические особенности необходимы для следующих профессий: врач, учитель, продавец, юрист, певец, летчик, музыкант,  экономист и др.   Обсуждение.
Вывод: при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания, возможности и способности, но и особенности своего характера, темперамента,  здоровья.
Заключительная часть. Поведение итогов.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что дало мне сегодняшнее занятие? Повлияло ли оно на мое отношение к выбору профессии?». В завершение занятия учащимся зачитывается притча.
Литература:
1.   Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2006.
2.  Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.
3.  Пряжников Н.С.,  Пряжникова  Е.Ю.  Игры и  методики  для  профессионального  самоопределения  старшеклассников. - М.Из. "  Первое  сентября" , 2004.
4. Грецов А.Г. Тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
                 Практический  психолог  Семёшина  Е.Б.


КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49
Занятие № 5   
Тренинговое занятие    «Выбор профессии»
    Цель:  Способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних условий для достижения цели)
·        Развивать основные способы мыслительной деятельности: учить анализировать этапы своего профессионального плана, выделять главное, обобщать и систематизировать.
Методы: информационные сообщения, метод мозгового штурма, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, тетради, стикеры, фломастеры, плакаты, цветная бумага, теоретический  материал.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение « Имя  и эпитет»
Основная  часть.
·        Игровое упражнение «Цепочка профессий»
Обсуждение. При обсуждении игры важно обратить внимание,  что между самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства, неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором, ведь очень то, что ищет человек в одной (только в одной!) профессии, может оказаться в других,   более доступных.
Работа  в  группах. Метод мозгового штурма.  «Профессиональный план - это». Обсуждение.
·        Информационное сообщение по теме.
Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени.
Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).
Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события.
Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела.
При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия:  непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.
Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:
Схема личного профессионального плана
Главная цель – какую профессию выбираю
Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну.
Ближайшие задачи и более отдаленные цели
Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста
Пути и средства достижения ближайших целей
Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ курсы)
Внешние препятствия на пути достижения цели
Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей
Свои возможности для достижения цели
Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию
Запасные варианты и пути их достижения
Например: “не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ “ и т.д.
Упражнение. « Мой  профессиональный план»
Задание. Используя  формулу выбора профессии  создать  модель  своего профессионального плана.  Обсуждение. Презентация  работ.
·        Информационное сообщение по теме.
Процесс принятия человеком любого решения обычно разделяют на несколько этапов.
1.      Сбор возможных вариантов решения: глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть анализу.
2.     Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы.
3.     Исследование шансов успешности в каждом варианте: “Могу ли я на деле осуществить данный вариант?”
4.     Разработка конкретного плана действий: определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы.
Какова же общая последовательность действий человека при принятии решения своего профессионального выбора, каковы его главные шаги?
Во-первых, это определение и оценка своих “хочу” и “могу”, во-вторых, сбор и оценка всей полученной информации об учебных заведениях, рабочих местах и, наконец, принятия решения и планирование достижения цели.
1.      Узнать, где можно получить необходимые знания о будущей профессии.
2.     Узнать учебные заведения, где можно получить квалифицированную профессиональную подготовку.
3.     Обязательно посетить учебное заведение в “День открытых дверей”, чтобы утвердиться в правильности своего выбора.
4.     Узнать, какие профильные предметы надо сдавать на  внешнем  тестировании.
5.     Хорошо подготовиться и сдать экзамены.
6.     Окончить это учебное заведение.
7.     Найти работу по выбранной профессии.
Для достижения профессионального успеха очень большое значение имеет мотивация к нему, то есть насколько сильно хочется достичь цели и почему.
Работа в парах. «Если бы..., я стал бы...» Цель: побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению.
·        Упражнение. « Кто есть кто»
Цель упражнения: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями, соотнести  с  своим профессиональным  планом. Обсуждение.
Заключительная часть. Поведение итогов.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «  Сегодня, я  на  занятие...?»
Литература:
1.   Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2006.
2. Пряжников Н.С.,  Пряжникова  Е.Ю.  Игры и  методики  для  профессионального  самоопределения  старшеклассников. - М.Из. "  Первое  сентября" , 2004. 
3.  Резепкина  Г.В.  Психология  и  выбор  профессии :  программа предпрофильной  подготовки.  - М. :  Генезис, 2005. - 208 с.  
  4.  Грецов А.Г. Тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2006.                                                                 Практический  психолог  Семёшина  Е.Б.


КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49
Занятие № 6  
План –  конспект занятия.
Тема: " Работа  с бизнес- планом"
Цель. Ознакомить учащихся   с  работой по бизнес – плану, с  основными понятиями предпринимательства;
·        Развивать умения  инициативности, предприимчивости.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради.  
Ход занятия.
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
Основная  часть.  Метод мозгового штурма « экономика – это»
Вывод: Экономика – способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых им для потребления.
·        Рассказ  учителя с элементами беседы.
Предпринимательство стало естественной составной частью  экономики. Одним из непременных условий достижения высокой результативности в бизнесе является получение необходимых знаний о формах и методах ведения предпринимательского дела.
   Экономический словарь: «Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя».
·        Знакомство с  содержанием  бизнес-плана.
1. Резюме
Резюме – это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.
2. Описание предприятия и отрасли
В данном разделе описываются:
  •     Общие сведения о фирме.
  •      Финансово-экономические показатели деятельности фирмы.
  •      Структура управления и кадровый состав.
  •     Направления деятельности, продукция.
  •      Партнерские связи и социальная активность.
3. Описание продукции (услуг)
В этом разделе вы должны дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые ваша продукция несет потенциальным покупателям.
Важно, чтобы вы подчеркнули уникальность Вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).
4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.
5. Производственный план
В этом разделе должны быть описаны производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.
6. Организационный план
В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.
7. Финансовый план
Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.
8. Направленность и эффективность проекта
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.
9. Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
·        Игра « Книжная  фабрика».  Обсуждение.  
·        Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Литература:
1. Мицкевич А.А.  Экономика. Базовый курс. Учебник для 10-11 классов. 2006, 528с.
2.Меделяев В.М..Основы экономики.10-11 класс. Разработки уроков. : Из. Х.: ФОП  2008,128 с.



                                 КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49
Занятие № 7
Тема: "   Регистрация  бизнеса, классификация  предприятий"
План –  конспект     занятия.
Цель. Ознакомить учащихся   с  классификацией  предприятий   и  регистрацией.
·        Развивать   умения  инициативности, предприимчивости.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради. 
Ход занятия.
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение « Не хочу хвалиться, но я».
Основная  часть. 
·        Работа в группах: «Задачи предпринимательства». Презентация  работ.
Вывод:  Основные  задачи предпринимательства– это улучшение социального положення, увеличение рабочих мест, источник налоговых поступлений, создание новых товаров и услуг  и др.                Обсуждение.
·        Рассказ  учителя  с элементами  беседы.
Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
Для целей систематизации различного типа предприятий выделяют следующие факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы:
·        По форме собственности.
·        По масштабу предприятия.
·        По организационно-правовой форме.
·        По цели деятельности предприятия могут подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
·        По отраслевой принадлежности.
Регистрация предприятия - это необходимый шаг на пути к созданию собственного бизнеса.
Регистрация частного предприятия состоит из таких этапов:
·        подписания устава;
·        регистрации в районной государственной администрации;
·        включение предприятия в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ);
·        регистрация предприятия в районном управлении Пенсионного фонда Украины;
·        регистрация предприятия как плательщика страховых взносов:
 - в Фонде общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;
 - в Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины;
 - в Фонде социального страхования Украины по временной потере трудоспособности.
·        взятие предприятие на учёт плательщиком налогов в районной государственной налоговой инспекции;
·        получение разрешения на оформление заказа для изготовления печатей и штампов, а также их изготовление; открытие предприятию текущего банковского   счёта.
    Тест "Предпринимательские способности  ".     Экономическая  игра.
Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Литература:
1. Мицкевич А.А.  Экономика. Базовый курс. Учебник для 10-11 классов. 2006, 528с.
2.Меделяев В.М..Основы экономики.10-11 класс. Разработки уроков. : Из. Х.: ФОП  2008,128 с.
                                                                        Учитель географии Меджитова Т.В.


       
КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49
Занятие № 8  
Тема: " Формы предпринимательства"
План –  конспект     занятия.
Цель. Ознакомить учащихся   с  формами  предпринимательства.
·        Развивать умения  самопрезентации,  инициативности, предприимчивости.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради, стимульный  материал к   игре  «  Рынок  яблок».    
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение «Имена - качества»
Назвать свои способности,  умения, презентовать себя.
Основная часть.
·        Рассказ  учителя с элементами беседы  по теме.
Предприниматель — лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды.
Определение предпринимателя предложенное Говардом Х. Стивенсоном, профессором Гарвардского университета. В 1983 году в статье «Взгляд на предпринимательство» он писал: «Предпринимательство – это наука управлять, суть которой мы можем сформулировать следующим образом: погоня за возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у нас под контролем».  В современном значение предприниматель — человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Предпринимательством   может заниматься:
Физическое лицо - это любой свободный человек, гражданин данной страны, иностранец, даже лицо без гражданства, которое действует в экономике самостоятельно, обладает правом осуществлять хозяйственные мероприятия, вступать в хозяйственные отношения с другими физическими лицами, так же как и с юридическими.
Юридическое лицо - это уже организация, предприятие, фирма. Оно выступает как единый самостоятельный носитель прав и обязанностей, имеет свое название, устав (положение), юридический адрес, печать, расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.
·        Формы предпринимательства.
     По своим  маштабам предпринимательство  можно разделить на  такие виды:
-  Индивидуальное
-  Коллективное
 - Государственное
·        По  характеру  деятельности:
- некоммерческое
- коммерчиское
·        Игра «  Рынок   яблок»  Обсуждение.
Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия. 
Литература:
1. Мицкевич А.А.  Экономика. Базовый курс. Учебник для 10-11 классов. 2006, 528с.
2.Меделяев В.М..Основы экономики.10-11 класс. Разработки уроков. : Из. Х.: ФОП  2008,128 с.

                  КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49
Занятие № 9 
План –  Конспект занятия  (психология). 
Тема: "  Имидж  и самопрезентация"
Цель.    Развивать умения  самопрезентации,  инициативности, предприимчивости.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради.  
Ход занятия.
 Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение « Ты  мне  нравишься   тем ……»
.       Основная часть
  •      Метод ассоциациативного  ряда  к слову  имидж.
  •     Рассказ    с  элементами  беседы.   Имидж  и самопрезентация  в бизнесе. Понятие «имидж» давно не только известно в деловом мире бизнеса, но и активно используется для успешного достижения деловых целей и стремительного продвижения по службе. В переводе с английского слово «имидж» обозначает – образ или изображение.
  • Имиджелогия  наука о том, как придать своему облику эффект личного обаяния,как овладеть умением «светиться людям». Конечно, счастлив тот, кому от природы даны подобные качества, но, увы, далеко не все являются его обладателями. Вот почему многие представители бизнеса проявляют интерес к имиджелогии, стремясь создать привлекательный индивидуальный облик. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности. Имиджелогия – сугубо прагматическая дисциплина. Блез Паскаль как-то писал о соотношении «способа убеждать» и «способа понравиться», отмечая при этом, что из двух этих способов воздействия на людей наиболее эффективный – последний.  Начальное положение имиджелогии – «светиться людям». В этом утверждении большая доля правды. Визуальная доброжелательность и техника расположения к себе свойственны каждому, кто настойчиво хочет овладеть технологией самопрезентации. Поэтому необходимо очень серьезно относиться к этому главному понятию имиджелогии. 
  • Самопрезентация - это умение  эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих. Большинство людей осознанно или неосознанно стремятся влиять на процесс формирования впечатления о себе. Термины «самопрезентация», «управление впе­чатлением» уже давно и прочно вошли в англоязычную научную лексику и находят отражение в современ­ных отечественных исследованиях, касающихся социальной перцеп­ции, межличностного восприятия и влияния, а тема самопрезента­ции по праву занимает все большее количество страниц в учебниках социальной психологии. Это связано с тем, что наиболее значимы­ми человеческими потребностями являются потребности в обще­нии, принятии, признании и самовыражении.  
·        Упражнение: «Меняются местами те, кто...».
·        Упражнение "Самопрезентация". Обсуждение. 
  • Подготовка к  выступлению  на  Новогоднем  представлении (реализация  проекта).  Репетиция. 
·         Заключительная часть. Подведение итоговРефлексия.  
Литература:
1. Кащенко С.Г. Искусство общения: Учебник. – Симферополь, 2008 . – 226 с.
2.Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие . - М.: ЮНИТН-ДАНА, 2005. - 431 с.
3.Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2005. - 472 с.
 4. Грецов А.Г. Тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
                              Практический  психолог  Семешина  Е.Б.

КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49
Занятие № 10 
Тема "Реклама в бизнесе".
План –  Конспект  бинарных   занятий (экономика  и психология)
Цель.    Ознакомить учащихся   с  основными положениями о рекламе, дать учащимся сведения о значение  рекламы в бизнесе. 
 Развивать умения  самопрезентации,  инициативности, предприимчивости.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради.  
Ход занятия.
 Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение "Не хочу  хвалиться, но я   ……."
.   Основная часть      Упражнение « Цель».  Обсуждение.
Метод  мозгового  штурма: цель рекламы.
  •        Рассказ  учителя  с  элементами  беседы.   Тема "Реклама в бизнесе".
·           Реклама – это любая информация о фирме, её товарах и услугах, предназначенная для  привлечения внимания заказчиков и покупателей. Основные виды рекламы:
  •    объявления в газете (журнале)
  •     рекламные листовки и письма
  •     рекламные щиты и плакаты и т.д.
От правильно задуманной и проведенной рекламной политики зависит успех деятельности фирмы. Глава фирмы для начала должен иметь хорошо продуманный план рекламной  деятельности фирмы. Такой план называется рекламной политикой фирмы.
Составление и публикация рекламы – целая наука. Фирмы, которые занимаются этим, называются рекламными агентствами.
В   хорошей рекламе обязательно должно быть:
  •    Графическая часть (рисунок, фото)
  •     Рекламный девиз или лозунг  
  •     Информационный блок  
  •     Сравнение с конкурентами в выгодном для вас свете
  •     Комплимент потенциальному клиенту
  •     Побуждение клиента к действию
  •     Название фирмы, её адрес и телефоны  
Работа  в группах.  Создание  рекламы  и визиток     ШКП"  ИДЕЯ".
·         Упражнение «Рекламируй  друга" 
  • Упражнение «Комплименты»
  • Заключительная часть. Подведение итоговРефлексия.
  • Литература: 
  • 1. Кащенко С.Г. Искусство общения: Учебник. – Симферополь, 2008 . – 226 с.
  • 2.Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие . - М.: ЮНИТН-ДАНА, 2005. - 431 с.
  • 3Кукушкин В.С Психология делового общения: Учебное пособие.-  М.,2003.
  • 4. Грецов А.Г. Тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
   Практический  психолог  Семешина  Е.Б.
  Учитель географии  Меджитова Т.В.

КЛУБ   ПРЕПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49
Занятие № 11
Тема: «Рыночное  равновесие».
План –  конспект  бинарных   занятий (экономика  и психология)
Цель.    Ознакомить учащихся   с  понятием  рыночное  равновесие через понятие  спроса  и предложения. 
 Развивать умения  самопрезентации,  инициативности, предприимчивости.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради.  
Ход занятия.
 Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение "Передай  сигнал"
.   Основная часть   
  •  Упражнение « Кто  Я.   Какой Я».  Обсуждение.
  •    Психогеометрический  тест Деллингера    
·        Рассказ учителя  с элементами  беседы.
  Тема: «Рыночное  равновесие».  Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.  СПРОС - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен. Спрос - производное полезности, а предложение - производное редкости.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ — такое состояние рынка которое характеризуется равенством спроса и предложения всех товаров и услуг. В этом смысле синоним термина “РАВНОВЕСИЕ” — сбалансированность.  Взаимодействие спроса и предложения порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Соотношение редкости и полезности определяет рыночное равновесие и формирует рыночную (равновесную) цену.
Полезность – это способность блага удовлетворять какие-то потребности людей.
·        Экономическая  игра «Полезность  и редкость. Рыночное  равновесие».
Подведение  итогов. Отмечаются самые успешные (т. е. тех, кто набрал с помощью обмена  наибольшее количество ресурсов в соответствии с заданием в своей карточке). Узнаем, по какому курсу они обменивали ресурсы. Выясняем, какие качества помогли торговцам (расчет, коммуникабельность).  Определяем цену полезности.
  • Упражнение "Мои особенности и преимущества".  Обсуждение. Заключительная часть. Подведение итоговРефлексия. 
Литература:
1. Мицкевич А.А.  Экономика. Базовый курс. Учебник для 10-11 классов. 2006, 528с.
2.Меделяев В.М..Основы экономики.10-11 класс. Разработки уроков. : Из. Х.: ФОП  2008,128 с.
Учитель географии  Меджитова Т.В.
         Практический  психолог  Семешина  Е.Б.

КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49
Занятие № 12
План –  конспект    занятия
Тема: " Деловое общение"
      Цель.    Ознакомить учащихся   с особенностями  делового общения.
 Развивать умения  самопрезентации,  инициативности, предприимчивости.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради.  
Ход занятия.
 Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение "Две правды, одна ложь"
Основная часть   
    Работа  в  группах.  Деловое  общение. Значение   в бизнесе. Презентация  работ. Обсуждение. 
      Рассказ  с элементами  беседы.  
           Умение вести деловые беседы и переговоры, устанавливать контакты с партнерами и управлять коллективом подчиненных - ключ к успеху в бизнесе. Недаром знаменитый американский миллионер Дж. Д. Рокфеллер утверждал, что «умение общаться с людьми — это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете».
       Общение — сложный многоплановый процесс установления  и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.    
    Деловое общение возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей. В условиях рыночных отношений — это, прежде всего, получение максимальной прибыли.
       Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками  и конкурентами. 
·        Упражнение   «Молекулы  и атомы". 
  •   Работа   в парах.  Способы  делового общения. Обсуждение.
    Беседа. По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. 
    Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. 
К монологическим видам относятся:  приветственная речь;  торговая речь (реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании).
    Диалогические виды: деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.  деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
    Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.  Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
       Дискуссия; Совещание (собрание); Пресс-конференция.
        Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
 Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию. В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

   Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
     Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
     По содержанию общение может быть разделено на:
-    Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
-   Когнитивное - обмен знаниями;
-   Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотива-ми, потребностями
-   Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
    По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
- Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
-   Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
-   Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения; 
-   Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
  •          Упражнение «Испорченный    телефон».  Обсуждение.
  • Упражнение «Невербальные этюды».   Обсуждение. 
   Заключительная часть. Подведение итоговРефлексия.  
Литература;
1.  Кащенко С.Г. Искусство общения: Учебник. – Симферополь, 2008 . – 226 с.
2. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие . - М.: ЮНИТН-ДАНА, 2005. - 431 с.
3. Кукушкин В.С Психология делового общения: Учебное пособие.-  М.,2003..
                                                         Практический  психолог  Семешина  Е.Б.

                     КЛУБ   ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49
Занятие № 13
План –  конспект    занятия
Тема:  «Деловое общение. Методика ведения  деловой  беседы». 
      Цель:    ознакомить учащихся   с особенностями  делового общения.
 Развивать умения  самопрезентации,  инициативности, предприимчивости.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради.  
Ход занятия.
 Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение"  Комплимент".
    Основная часть
·        Упражнение     «Три слова   о себе". 
·        Рассказ  с элементами  беседы.  Тема:  «Деловое общение». Методика ведения  деловой  беседы». 
            Особенность делового общения заключается в том, что руководитель (предприниматель) в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; основная задача такого делового общения - продуктивное сотрудничество, защита своих интересов. Немаловажным фактором здесь является умение руководителя (предпринимателя) проводить прием посетителей, вести переговоры, беседы.
       Переговоры — это особый вид совместной деятельности двух или нескольких лиц, не связанных отношениями прямого подчинения, направленной на решение стоящих перед ними проблем. Задача переговоров состоит в поисках нахождении такого варианта, который позволил бы оптимизировать деловое общение.Основная функция переговоров — это совместное обсуждение вопроса и принятие решения, устраивающего участников.
    Для того чтобы успешно проводить переговоры, уметь нужно многое: четко формулировать свои мысли, находить убедительные аргументы, задавать "правильные" вопросы, "работать" с возражениями, противостоять манипулированию со стороны партнера.
·        Работа  в группах.  Разработка  памятки «Рекомендации  по деловому общению».
·        Упражнение"  Передай  движение"
·        Рассказ  с элементами  беседы.
·        Структура деловой беседы:
      1.Подготовка к деловой беседе, особенно по решению спорных и деликатных вопросов, является трудным и ответственным делом, включает составление плана беседы, поиск подходящих путей для решения задач, анализ внешних и внутренних возможностей, прогноза возможного исхода беседы, сбора необходимой информации о будущем собеседнике, отбора наиболее веских аргументов для защиты своей позиции, выбора наиболее подходящей стратегии и тактики общения, давление, манипуляция, просьбы помощи, сотрудничество.
    2.Установление места и времени встречи для деловой беседы может осуществляться по-разному в зависимости от установок-позиций участников.
      3. Начало беседы включает встречу и вступление в контакт.
   4. Постановка проблемы и передача информации — важный этап беседы. 
 5. Фаза аргументации естественно переплетается с фазой передачи информации, здесь формируется предварительное мнение, занимается определенная позиция по данной проблеме как с вашей стороны, так и со стороны собеседника, но еще можно попытаться изменить складывающееся мнение (позицию).
     6. Фаза нейтрализации замечаний собеседника, порой играет решающую роль в беседе. 
      7.—8. Фазы поиска приемлемого или оптимального решения.
     9—10. Фиксация договоренности и выход из контакта — заключительный «аккорд» беседы. 
      11. Самоанализ итогов и хода встречи.
·        Упражнение  « Интервью»   
·        Упражнение "  Испорченный  телефон".  Невербальные   этюды.
       Заключительная часть. Подведение итоговРефлексия. 
Литература: 
1.  Кащенко С.Г. Искусство общения: Учебник. – Симферополь, 2008 . – 226 с.
2. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие . - М.: ЮНИТН-ДАНА, 2005. - 431 с.
3. Кукушкин В.С Психология делового общения: Учебное пособие.-  М.,2003.
4. Грецов А.Г. Тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
                         Практический  психолог  Семешина  Е.Б.

                           КЛУБ   ПРЕПРИНИМАТЕЛЕЙ  ШКОЛЫ№ 49
Занятие № 14
План –  конспект    занятия
Тема: «Маркетинг: каковы его правила»
Цель. Ознакомить учащихся   с  понятием  маркетинга.
·        Развивать умения  инициативности, предприимчивости.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, работа в группах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45  -  60 мин.
Оборудование: Листы А- 4, стикеры, фломастеры, тетради.
Ход занятия.
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, сообщение темы занятия.
·        Упражнение « Пять  вещей».
Основная  часть.
·        Метод мозгового штурма: что такое  маркетинг?
·        Рассказ учителя с учителя. Маркетинг: каковы его правила
 Маркетинг (рынковедение) - управление фирмой, которое приспосабливает производство к требованиям рынка. Такое направление в деятельности бизнеса в западных странах появилось в начале XX в. не случайно. Оно было призвано сгладить противоречия между предложением товаров со стороны продавцов и спросом со стороны покупателей.
Суть дела состояла в следующем. Переход к индустриальной стадии производства привел к значительному увеличению выпуска предметов потребления. При этом предприятия рассчитывали на расширение так называемого «рынка продавца», т. е. на сбыт традиционной продукции, изготовление которой давно было налажено. Но в то же время вырос жизненный уровень населения и качественно повысились их потребности. В результате рыночное предложение переставало соответствовать спросу потребителей. Фирмы нашли выход в том, чтобы нацелить выпуск товаров на «рынок покупателя»- на изменяющиеся потребности людей. Специалисты по маркетингу популярно объяснили: «Червяк должен быть по вкусу рыбе, а не удильщику».
В настоящее время на крупных фирмах действуют отделы маркетинговых исследований. В них специалисты определяют вид и качество продаваемых товаров, всесторонне изучают состояние рынка, устанавливают наиболее приемлемые цены продукции и разрабатывают рекламу изделий.
  Маркетинг - деятельность фирмы, направленная на изучение и лучшее удовлетворение спроса покупателей в целях более выгодной продажи товаров.     Успешное развитие «рынка покупателя» опирается на следующие правила маркетинга.
   1. Выбирать для производства такой продукт, который нужен покупателю, обладает высоким качеством и конкурентоспособностью. Для этого фирмы изучают рыночный спрос; повышают качество товара; выбирают для обслуживания участок рынка, где слабо заботятся о потребителе; улучшают внешнее оформление товаров и др.

   2. Устанавливать оптимальную (наилучшую) цену, которая должна быть приемлемой для покупателя и вместе с тем покрывать затраты по производству и сбыту продукции, приносить прибыль. Предприятия применяют гибкое ценообразование. Они, например, предлагают: если покупатель приобретет 5 кусков мыла, то 6-й достанется ему бесплатно. В случае, если потребитель неудовлетворен покупкой, скажем, предмета длительного пользования, то ему гарантируется возвращение денег.
3. Использовать все способы для продвижения товара, так воздействовать на людей, чтобы они приобрели его. В этих целях применяются:
 - предпродажное обслуживание (предоставление кредита на покупку) и послеторговое обслуживание (гарантийный ремонт и др.);
- стимулирование сбыта товаров и премирование постоянных клиентов предприятий сферы услуг (гостиниц, авиалиний, банков и т. п.);
- предоставление максимума удобств для потребителей («шведский стол» в ресторанах, гостиницах);
-профессионально поставленная реклама.
4. Определить место и время - где и когда лучше продавать товары. Здесь, в частности, важно учитывать места наибольшего скопления возможных покупателей (центр города, вокзалы и т. п.), время их появления в местах торговли, жизненный уровень и покупательную способность местных жителей.
Как свидетельствует многолетний опыт, применение маркетинга позволяет производителям и продавцам решительно улучшить торговый сервис (обслуживание). Однако нельзя не видеть оборотной стороны маркетинга:
   • повышение цен из-за дорогой, хотя и красивой упаковки;

   • рост расходов на кредит покупателям, их послеторговое обслуживание и др.;

   • широкое распространение назойливой и зачастую недостоверной рекламы;

   • применение ядовитых красителей, вредных пищевых добавок, придающих товарам более привлекательный вид;
рекламирование вредных для здоровья товаров - сигарет, спиртных напитков и т. п.
Против таких действий фирм применяются соответствующие противодействия. Во многих странах законодательство предусматривает защиту прав потребителей; усиливается контроль за качеством продукции; упорядочивается рекламная деятельность, с тем чтобы она не наносила ущерб людям. В этом же направлении активно действуют общества, защищающие права потребителей.
Итак, благодаря маркетингу фирмы-производители совершенствуют производство и улучшают рыночные связи с потребителями их продукции. В конечном счете все это ведет к увеличению нормы прибыли.
·        Игра «Монополия».
Литература:
1. Мицкевич А.А.  Экономика. Базовый курс. Учебник для 10-11 классов. 2006, 528с.
2.Меделяев В.М..Основы экономики.10-11 класс. Разработки уроков. : Из. Х.: ФОП  2008,128 с.
·        Заключительная  часть. Подведение  итогов.
                                                                 Учитель географии  Меджитова Т.В.

1 комментарий: